Строй-контора  
  Стройматериалы Строительство Дизайн Генплан Мастерство
Полы Воздух Лестницы Заборы Клининг
 
 

Стройматериалы
Пол
Воздух
Лестница
Забор
Клининг
Генплан
Строительство и ремонт
Дизайн
МастерствоИзобретение садовникаИстория цементаЩуровский цементный завод: история и современностьВино, мозаика, бетонСвет надежды среди бушующих волнСтаринный кирпичПечи курные, изразцовые и микроволновыеУличные фонариКоловорот - стройке отворотСтеклянные чудесаСмальта - стекло и штукатуркаСлово о трубеВодопровод - городские артерииФонтан - поэзия воды и прохладыДревние врата и современные двериОкно и оконное стеклоВыставка шедевров в Эрмитаже




Уличные фонари

Было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря. Одна луна заботилась о прохожих, очень или не очень припозднившихся. А в те ночи, когда она отдыхала, спрятавшись за тучку, на улицах была темнотища — хоть глаз выколи1 В одном старинном французском юмористическом романе герой рассказывал о том, как однажды пробирался он в кромешной тьме по улице. Вдруг из одного окна кто-то опорожнил ему на голову «посудину с духами» — ведро с помоями. Чтобы не попасть в такое «положение с душком», знатные люди брали с собой на вечерние прогулки слуг, которые несли перед ними зажженные факелы.

По рассказам путешественников Москва в XVI веке по вечерам погружалась в полнейший мрак. Лишь иногда темные улицы освещали яркие движущиеся огни. Это царские скороходы несли большие слюдяные фонари, освещая путь царю или послам иноземных держав, возвращавшихся после приема в отведенные им дома. Сохранился, например, такой рассказ одного иностранца: «На лестнице во дворце были зажжены большие плошки. Посреди двора горели два огня. Когда мы ехали домой,— уже около десяти вечера — шестеро москов и тян, шедших впереди лошадей, несли большие фонари со свечами, а перед господином послом шли шестнадцать московитян с фонарями и провожали нас до нашего помещения».

Кроме слюдяных фонарей, в это время существовали переносные фонари, в которых вместо стекла стояли продырявленные металлические пластинки. Конечно, огонь внутри слюдяных и металлических фонарей был слабым, но все же они очень старались, чтобы надеющиеся на них путники не попадали в сточные канавы или лужи глубиной, в полметра.

Первые постоянные уличные фонари появились в Париже. До этого несколько лет по приказу правительства парижане обязаны были с девяти часов вечера обязательно зажигать лампу в окне нижних этажей, чтобы таким образом делать хоть немного светлей свои улицы. Потом возникли артели факельщиков и фонарщиков. За небольшую плату они нанимались освещать дорогу. Время правления Людовика XIV в истории Франции называют. «блестящим». И говорят, во многом оттого, что именно при нем Париж осветили фонари. Их зажигали с наступлением темноты и гасили после двух-трех часов ночи.

Фонарщик
Фонарщик

Фонари подвешивали на цепях на равном друг от друга расстоянии.Конечно, освещался центр гoрода — самые людные оживленные улицы. В 1718 году в Париже вышла интересная книжка одного путешественника, писавшего: «На людных улицах почти никогда не бывает грабежей и убийств. С наступлением ночи зажигаются на них общественные фонари. Но я не берусь утверждать, что на дальних улицах вы не подвергнетесь нападению. Никому не советую ходить там темной ночью. Недавно карета герцога Ричмондского была остановлена в полночь неизвестными недалеко от Нового моста. Один из нападавших ворвался в карету и пронзил герцога шпагой».

В фонарях, о которых мы рассказываем, горели свечи. А в 1765 году в Париже были поставлены новые «отражательные» фонари с масляными лампами вместо свечей и блестящими пластинками-рефлекторами. Масляные фонари прослужили целый век не только во Франции, но и в Лондоне, Германии и у нас в России. Еще в XIX веке Невский проспект освещался такими фонарями.

«Только сумерки упадут на дома и улицы, и будочник, накрывшись рогожей, выкарабкается на лестницу зажигать фонарь, как уже Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться... Настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет... Но далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно проходите мимо! Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской ваш сюртук вонючим своим маслом!» Так писал Гоголь об освещении самого главного в Петербурге проспекта.

Масло — далеко не самое лучшее из горючих веществ. Оно ведь довольно тяжелое, поэтому плохо поднималось по фитилю, и фитиль от этого нагорал. Каждые два часа, а то и чаще, лампу приходилось зажигать заново. Многие учёные и предприниматели упорно искал, чем бы заменить масло.

В горящей свече стеарин или сало от нагревания превращаются в газ и пар, которые, сгорая, образуют пламя. То же самое происходит и в масляной лампе. Масло, нагреваясь, становится газом, а горящий газ — это и есть пламя. Значит, лампу или фонарь можно заправлять газом. Первым, кто пришел к мысли о горючем газе, был английский изобретатель Уильям Мёрдок — тот самый, что построил в Англии самый первый паровоз. На своей фабрике паровых машин Мёрдок устроил газовый завод. Газ он производил не из сала и не из масла, а из угля, который тщательно очищал от смолы, воды и других примесей. Это было в 1803 году.

Газ произвел целую революцию в деле освещения. Народ только и говорил о газе, словно это было чудо света или летящий по небу дирижабль. В газетах писали: «День и ночь может гореть огонь в комнате, не требуя присмотра ни одного человека. Его можно провести вниз с потолка, где он будет распространять по всей комнате свет свой, не отгоняемый одсвечником и не омрачаемый копотью.

В Петербурге первый фонарь зажёгся в 1825 году. Сначала многие владельцы лавочек и магазинов не решались связываться с газом. Им казалось, что каждый газовый фонарь грозит пожаром, но постепенно новая технология стала привычной и повсеместной.

А через сорок лет газовые фонари, которые уже казались привычными и безопасными, затмил яркий, белый свет электрического фонаря Лодыгина. Это произошло осенним вечером 1875 года. Поначалу и это новшество было воспринято скетически, но технологический прогресс двигался вперёд и комфортность использования электрического освещения кажется нам сегодня неоспоримой.

Н.Г.Орлова.


Технические усовершенствования и научные открытия, преобразившие нашу жизнь и наши возможности, представлены на сайте Волшебство науки

Следующая страница: Коловорот - стройке отворот

• Главная   • Мастерство и творчество   • Уличные фонари  

 
  Генплан Стройматериалы Пол Воздух Лестница Забор Клининг Строительство Дизайн Мастерство  
Строительство Стройматериалы Мастерство
  © Экрангазета «Строй-контора», 2010-2025
Строительство, ремонт, дизайн интерьера и экстерьера, ландшафт, мебель, оборудование
Контакты
Партнёры
Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru