Строй-контора  
 
  Строительство и
ремонт
Дизайн и среда
обитания
Архитектурное
наследие
Творчество и
мастерство
   
 

Строительство и ремонтГенеральный планЦемент, бетон, кирпичАлмазная резка стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаВентиляция и кондиционированиеПолы и напольные покрытияЛестницы и ступениКосметический ремонт: варианты отделки потолкаОтделка стен – полет фантазии и творческий подходЗаборыТехнологии пожарной безопасности: огнетушащие газыЭксплуатация, уход, клининг
Дизайн и среда обитанияХудожественная ковка и прекрасная мебельЛандшафтный дизайн - дорожка на участкеФитодизайнДзен-интерьерНовогодний интерьерСмальта - материал для мозаикиВинный лофт для бизнеса и отдыха
Архитектурное наследиеСофия КиевскаяГорицкий Успенский монастырьНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСобор Вознесенского монастыря в Московском КремлеМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина

Творчество и мастерствоИзобретение садовникаИстория цементаЩуровский цементный завод: история и современностьВино, мозаика, бетонСвет надежды среди бушующих волнСтаринный кирпичПечи курные, изразцовые и микроволновыеУличные фонариКоловорот - стройке отворотСтеклянные чудесаСмальта - стекло и штукатуркаСлово о трубеВодопровод - городские артерииФонтан - поэзия воды и прохладыДревние врата и современные двериОкно и оконное стеклоВыставка шедевров в Эрмитаже




Витославлицы. Церковь Николы из деревни Тухоля

Неподалеку от каменного здания бывшей усадьбы А. А. Орловой поднялись высокие сосны, а среди них на небольшом холме разместилась церковь Николы из деревни Тухоля (Крестецкий район). В Тухоле храм стоял на холмике среди густых елей близ речки Ниши. На этом месте в древние времена также была церковь. Первое упоминание о Тухоле относится к 1478 году, когда князь Иван Ш во время похода на Новгород останавливался «у Николы на Тухоле». Тогда дорога из Москвы в Новгород проходила через Зайцевский ям и Тухоля было, вероятно, крупным селом.

По письменным сведениям и многим характерным особенностям этот памятник датируется XVII веком. В XVIII столетии церковь Николы была перевезена в деревню Тухоля из села Усть-Волма. Тогда же она была перестроена. Никольская церковь — типичная клетская постройка. Архитектурно-планировочная схема храма традиционна. Все три квадратные клети в плане сруба расположены по продольной оси. Центральная клеть — собственно церковь, с востока к ней примыкает алтарный сруб, а с запада — трапезная. Главная часть храма значительно выше алтаря и трапезной.

Витославлицы. Церковь Николы из деревни Тухоля
Витославлицы. Церковь Николы из деревни Тухоля

На девятиметровой высоте на основную клеть поставлен еще один суженный с боков сруб, который венчается крутой и высокой крышей. Там, где один сруб переходит в другой, устроены небольшие кровли — «полицы», предназначенные для стока дождевых и талых вод, Все три клети рублены «в обло с остатком» с большим «повалом» (т. е; расширением кверху), столь излюбленным и распространенным приемом в деревянном зодчестве северных земель, Повал увеличивает свес кровли, это предохраняет стены от влаги.

Самая большая часть здания — трапезная. Основная клеть — 4,65х4,65 м, алтарь — 3,65хХ3,65 м, трапезная-5,85х5,85 м. По своему назначению трапезные древних приходских церквей — это гражданские, мирские помещения, место схода, где оглашались царские и воеводские указы, разбирались судебные дела, обсуждались хозяйственные вопросы, принимались подати и заключались сделки. По праздникам в трапезных устраивались пиры — «братчины», на которых пили общественное пиво. В обычные дни прихожане из окрестных деревень ожидали в трапезной богослужения, поэтому вдоль стен, как и в избе, врублены лавки.

Помещение самой молельни небольшое и кажется еще меньше и теснее из-за двух клиросов для певчих, устроенных по бокам. Алтарь был отделен небольшим двухъярусным иконостасом с высокой панелью внизу и двумя вратами. Но об этом можно судить лишь по некоторым следам, так как иконостас не уцелел.

В XIX веке духовенство, изгоняя общественно-мирской дух из церквей, требовало уничтожения трапезных. В Никольской церкви вырубили стену, разделявшую собственно церковь и трапезную. Таким образом, два разных помещения были объединены в одно, предназначенное исключительно для церковных служб.

Переделки XIX века коснулись не только трапезной. Тогда были перестроены многие части здания. Строение снаружи и внутри обшили тесом, переделали потолок, главку, расширили почти все окна и дверь, уничтожили скамьи, полочки и т. д. Старинное парадное крыльцо было разобрано, со всех сторон постройку опоясали за. крытой галереей на столбах. Над западной частые церкви появилась маленькая примитивная колокольня. Творение древних мастеров стало неузнаваемым...

Впервые памятник был выявлен Н. Н. Романовым, а позднее обследован Л. Е, Красноречьевым. Вот что писал Л. E. Красноречием об этой постройке: «Тухольский памятник, безусловно, может быть причислен к лучшим клетским постройкам культового зодчества. Мастерам-плотникам в этой постройке сравнительно немногими средствами удалось преодолеть геометрическую скованность, обыденность простейшего сруба. Разновеликость клетей в плане, увеличение их по высоте, особенно центральной, промежуточные полицы, крутая крыша на среднем объеме, сужение стен и некоторые другие особенности придают церкви монументальный и в то же время живописный силуэт. По своим художественным качествам Тухольская церковь может быть поставлена вряд с Георгиевской церковью в Юксовичах, церковью из Спас-Вежи и Никольской из с. Глотова». (Церковь Николы из деревни Тухоля Крестецкого района. Отчет по исследованию и перевозке. Специальная Новгородская реставрационная производственная мастерская, инв. № р-728, 1970, с. 16.)

Лишенный надзора и охраны, памятник к моменту перевозки имел плачевный вид: нижние венцы неравномерно сгнили, и это вызвало осадку и перекос здания, кровля проржавела и протекла, а западная часть ее рухнула незадолго до начала разборки строения. Перевозка и реставрация памятника производились в 1966 — 1967 годах.

Все срубы и главные конструкции храма сохранились. Остальные части — стена между церковью и трапезной, крылечко, окна, дверь, тесовые кровли с копьевидными окончаниями, «охлупень» (шелом) и другие детали восстановлены по сохранившимся следам, образам и аналогиям.

Нельзя не почувствовать тонкой поэзии в этой деревенской церкви. Ее очарование усиливается на редкость удачно выбранным местом. Она будто всегда стояла здесь, на берегу озера Мячино. Вокруг строения — ограда из валунов, которая воспроизводит остатки каменной ограды, сохранившейся до наших дней в деревне Тухоля.

Органическая связь архитектуры с природой — одна из главных особенностей русского зодчества. Выбору места для храма мастера из народа придавали большое значение. Их ставили обычно в центре деревни или где-нибудь в стороне, но всегда на лучшем, видном месте. То, что многие памятники, перевезенные в музей, удачно вписываются в новый ландшафт, несомненно, заслуга архитекторов-реставраторов, которые решают не только сложные задачи реставрации построек, но и формируют гармоничный облик всего музея под открытым небом.

Следующая страница: Церковь Успения из села Курицко

• Главная   • Архитектурное, художественное, культурное наследие   • Музей деревянного зодчества «Витославлицы»   • Церковь Николы из деревни Тухоля  


 
 
 
  © Информационный портал "Строй-контора". ТО "Строй-формула", 2010-2015
Строительство, ремонт, дизайн интерьера и экстерьера, ландшафт, мебель, оборудование
Контакты
Партнёры
Карта сайта
Пестн про лестн
Рейтинг@Mail.ru