Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Софийский заповедник в послевоенный период

Вероломное нападение фашистских захватчиков Советский Союз нанесло огромный ущерб многим сокровищницам нашей культуры, в том числе и Софийскому музею. Оккупанты вывезли из собрания Софийского музея 14 фресок бывшего Михайловского златоверхого монастыря, представляющих собой редчайший, мирового значения памятник средневековой живописи, Софийский фотоархив и многие другие замечательные музейные ценности. Поврежденные снарядами, пробитые осколками и пулями крыши архитектурных памятников заповедника, особенно Софийского собора, протекали. Памятники были лишены присмотра и разрушались. Под угрозой безвозвратной гибели находились известные, величайшей исторической и художественной ценности, мозаики и фрески XI в. Софии Киевской.

На западе еще гремели победные залпы Отечественной войны, а Советское правительство создало в 1944 г. В освобожденном древнем Киеве Академию архитектуры. Софийский заповедник вошёл в состав Академии как одно из ее научных, культурно-просветительных учреждений, были выделены материалы и средства на восстановление и реставрацию его архитектурных памятников, ценнейших мозаик и фресок, на благоустройство территории.

В послевоенные годы над Софийским собором и его куполами заменена обветшалая крыша, заново вызолочен центральный купол с главкой и главки над остальными куполами. Отремонтированы фасады и их лепные украшения, сделана новая отмостка.

Внутри собора, впервые за его более чем 900-летнее существование, было устроено воздушно-калориферное отопление с автоматическим регулированием температуры и влажности воздуха, полностью реставрированы, закреплены, расчищены от позднейших записей, вековой пыли и копоти все сохранившиеся мозаики и фрески собора. Они снова засверкали исключительной красотой своих первоначальных красок.

Над четырехъярусной Софийской колокольней был вызолочен сусальным золотом ее грушевидный купол с главкой. Капитально отремонтированы фасады, восстановлен оригинальный лепной орнамент, которым покрыты все стены колокольни. В нижнем ярусе колокольни устроены помещения для научно-исследовательских лабораторий, а в верхних — металлические лестницы и видовые площадки, с которых можно обозревать прекрасные виды Киева.

Большие ремонтно-реставрационные работы проведены по таким уникальным архитектурным памятникам XVIII в., как бывший митрополичий дом, бурса и братский корпус, Теплая София, южная въездная башня, каменная ограда, брама Заборовского с ее замечательным лепным орнаментом и др.

В ходе ремонтно-реставрационных работ проводились тщательные архитектурно-археологические исследования, обмеры, графическая фиксация и фотофиксация памятников. Полученные новые данные позволили уточнить ряд конструктивных особенностей, архитектурных форм и деталей архитектурных памятников заповедника.

В музее была создана новая экспозиция, в которой в исторической последовательности раскрывается развитие древнерусской каменной архитектуры и монументальной живописи и скульптуры с конца Х и до XIV в. Значительно пополнен научный архив музея. На основе новейших исследований были разработаны и созданы макеты реконструкции первоначального облика древнейшего из памятников ансамбля — Софийского собора (XI в.) и брамы Заборовского (ХVIII в.). Издано и готовится к изданию ряд работ по отдельным вопросам истории и архитектуры, строительной техники, монументальной живописи, скульптуры, архитектурно-декоративного убранства Софии Киевской и других памятников Софийского ансамбля.

Архитектурный комплекс Софийского заповедника в городе Киеве известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сотни тысяч экскурсантов, а также зарубежных гостей и туристов ежегодно посещают и с большим интересом знакомятся с памятником архитектуры периода Киевской Руси – Софийским собором и ансамблем памятников архитектуры XVII — XVIII вв., расположенных вокруг собора.

Архитектурные памятники Софийского заповедника в Киеве вызывают у посетителей чувство уважения к талантливым мастерам, руками которых построен прекрасный архитектурный ансамбль, занимающий значительное место в сокровищнице не только отечественной, но и мировой культуры.


 • Начало   • История   • София Киевская   • Софийский заповедник в послевоенный период  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Арт-терапия Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта