Дизайн-профи. Альманах о прекрасном  
  Искусство История Литература Психология Галерея  


Искусство Билибин Иван ЯковлевичВрубель Михаил АлександровичКустодиев Борис МихайловичРосписи по дереву в народном декоративно-прикладном искусствеОбразцовые проекты Дж.Кваренги и А.Н.ВоронихинаСобрание графики научной библиотеки Тартусского университета
История Коллекция доспехов «крылатых» гусарРусская история XIX века в портретных миниатюрахСофия КиевскаяАрхитектурные и строительные особенности Софийского собораМозаики Софийского собораФрески Софийского собораРеставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII векаСофийская колокольняЗдания и сооружения Софийского монастыряСофийский заповедник в послевоенный период
Литература «Собрание российских древностей» А.И. Мусина-ПушкинаПоэта просветлённое лицо. Стихи Кати ПольгуевойСтихийная архитектура. Глава из романа «Оберег» Татьяны Латуковой
Психология Арт-терапияЕстественные и формальные языки
Галерея



Фрески Софийского собора

В Софийском соборе сохранился также самый богатый и наиболее полный для XI в. комплекс фресковой живописи. Техника фресковой живописи обеспечивает сохранность росписи на протяжении многих столетий, но она сложна. Художник, работая красками по сырой штукатурке, должен успеть сделать рисунок во всех деталях до того, как просохнет штукатурка. Это требовало от мастеров живописи быстроты и точности в работе.

Тщательные исследования, производившиеся в Софийском соборе на протяжении последних лет, не оставляют сомнения в том, что в древности фресковой живописью были украшены не только внутренние помещения храма, но и фасады в нижней его части. В настоящее время этих исследований еще недостаточно, чтобы восстановить систему росписи фасадов Софии Киевской, но что ее фасады после пристройки галерей и башен в нижней своей части были украшены фресковой росписью, которая сочеталась с полосатой кладкой стен верхних этажей и подкупольных барабанов, является бесспорным фактом.

Фрески Софийского собора. Архангел
Фрески Софийского собора. Архангел

Часть фресок безвозвратно погибла в результате разрушений, ремонтов и перестроек собора, а оставшиеся неоднократно забеливались и закрашивались. Особенно сильно фрески пострадали от варваркой записи масляными красками в 40 — 50 годах XIX столетия. После организации в 1934 г. Государственного исторического заповедника, в Софии Киевской начались систематические научные работы по реставрации древней стенописи, но в период фашистской оккупации г. Киева они были приостановлены. В послевоенные годы эти работы были снова возобновлены и на протяжении 12-ти лет (с 1952 — 1964 г.) выполнялись высококвалифицированными специалистами научно-исследовательских институтов бывшей Академии строительства и архитектуры УССР и научно-реставрационными мастерскими Госстроя УССР. Были освобождены от позднейших наслоений все сохранившиеся фрески собора. Сотни квадратных метров раскрытых фресок Софии Киевской прочно вошли в золотой фонд памятников древнерусской монументальной живописи.

По всему храму — на стенах, пилястрах, сводах, арках и столбах — расположены тематические фресковые композиции или отдельные фрески. Среди многочисленных фресок Софии Киевской особенно интересными являются портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого. Женские фигуры этой композиции были открыты под позднейшими наслоениями в 1935 г. на южной стене главного нефа, а мужские на северной стене. Средняя, главная часть композиции с изображением Ярослава Мудрого, как показали исследования, была размещена на западной стене* центрального нефа над трехпролетной аркадой.

По мнению таких видных советских ученых, как профессоры М. К. Каргер и В. Н. Лазарев, в древности на западной стене были изображены не только Ярослав и его жена Ирина, но и фигуры их старшего сына и дочери, а в центре было изображение сидящего на троне Христа, которому преподносились модель храма.

В целом ктиторский трехчастный портрет семьи Ярослава (не считая фигуры Христа) включал в себя двенадцать фигур: на южной стене — четыре фигуры младших дочерей во главе с Анной (будущей королевой Франции); на западной стене фигура старшей дочери Елизаветы (будущей королевы Норвегии), великой княгини Ирины, великого князя Ярослава и его старшего сына Владимира; на северной — четыре фигуры сыновей, вероятно, Изяслава, Святослава, Всеволода и Вячеслава.

Фрески Софийского собора. Дочери Ярослава Мудрого
Фрески Софийского собора. Дочери Ярослава Мудрого

Изображенные на сохранившихся фресках фигуры дочерей и сыновей Ярослава отличаются не только разнообразием одежд и атрибутов, но и наделены индивидуальными портретными характеристиками. По живописным качествам открытая портретная группа, несмотря на то, что она была значительно повреждена во время реставрации в 5О-х годах ХIХ в., все же является одной из замечательнейших композиций фресковой портретной живописи Киевской Руси.

В соборе значительное место занимает фресковая орнаментальная роспись, однако большие плоскости ею не покрывались. Исключение составляют лишь орнаментальные росписи подлестничного пространства в башнях и нижних частях стен собора, которые сплошь были покрыты фресками, имитировавшими панели из различных сортов камня и мрамора. В остальных случаях фресковым орнаментом в виде отдельных полос либо украшали боковые стенки проемов, либо обрамляли и разделяли отдельные сюжетные композиции. В основном применялся растительный орнамент. В отдельных случаях он имел геометрический характер.

Особенно интересны фрески двух башен, винтовые лестницы которых ведут на второй ярус (хоры) собора. Здесь нет религиозных сюжетов, обусловленных требованиями церкви. Фрески отражают сцены из жизни и быта киевского княжеского двора, фауну и флору Киевской Руси, цирковые состязания на ипподроме.

На стенах и сводах башен изображены красочные сцены охоты, борьба ряженых, игры и танцы скоморохов, отдельные процессии с участием лиц княжеского двора в сопровождении свиты или охраны и т. д. В некоторых медальонах изображены монограммы, декоративные солнца, грифоны, охотничьи соколы. Все это богатое убранство дополняется причудливыми сплетениями красочного орнамента в виде отдельных фризов, обрамлений или заполнений целых частей стен, где отсутствуют тематические изображения.

Фрески башен Софийского собора являются единственным сохранившимся памятником светской живописи Киевской Руси. В целом роспись собора отличается стилевым единством и представляет собой один из наиболее ранних этапов в развитии древнерусской монументальной живописи.

Читайте также: Фрески Феофана Грека в Спасе на Ильине улице в Новгороде



Следующая страница: Реставрация Софийского собора в конце XVII-начале XVIII века

 • Начало   • История   • София Киевская   • Фрески Софийского собора  

  Искусство История Литература Психология Галерея  
  Михаил Врубель Доспехи крылатых гусар Татьяна Латукова 
  Дизайн-профи. Альманах о прекрасном © Альманах «Дизайн-профи», 2021.
Визуальная культура, красота и эстетика.
История искусства, художественная современность.
Психология прекрасного, гармоничная среда.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.
Билибин
Врубель
Кустодиев
Польгуева
Латукова
Профиль
Контакты
Карта сайта