Строй-контора  
 
  Строительство и
ремонт
Дизайн и среда
обитания
Архитектурное
наследие
Творчество и
мастерство
   
 

Строительство и ремонтГенеральный планЦемент, бетон, кирпичАлмазная резка стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаВентиляция и кондиционированиеПолы и напольные покрытияЛестницы и ступениКосметический ремонт: варианты отделки потолкаОтделка стен – полет фантазии и творческий подходЗаборыТехнологии пожарной безопасности: огнетушащие газыЭксплуатация, уход, клининг
Дизайн и среда обитанияХудожественная ковка и прекрасная мебельЛандшафтный дизайн - дорожка на участкеФитодизайнДзен-интерьерНовогодний интерьерСмальта - материал для мозаикиВинный лофт для бизнеса и отдыха
Архитектурное наследиеСофия КиевскаяГорицкий Успенский монастырьНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX века
Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле
Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Творчество и мастерствоИзобретение садовникаИстория цементаЩуровский цементный завод: история и современностьВино, мозаика, бетонСвет надежды среди бушующих волнСтаринный кирпичПечи курные, изразцовые и микроволновыеУличные фонариКоловорот - стройке отворотСтеклянные чудесаСмальта - стекло и штукатуркаСлово о трубеВодопровод - городские артерииФонтан - поэзия воды и прохладыДревние врата и современные двериОкно и оконное стеклоВыставка шедевров в Эрмитаже




Новгородское прикладное искусство XVII века

В соседних витринах экспонируются изделия русского прикладного искусства XVII века. Оно сильно отличается от изысканно благородного, строгого и лаконичного искусства предшествующего столетия.

Победа в борьбе против иностранной интервенции, воссоединение с братским украинским народом явились причиной большого общественного подъема, который не мог не отразиться на культуре.

Декоративно-прикладное искусство становится нарядным и жизнерадостным, ярким по краскам, богатым и разнообразным по узорам. Особенной пышностью и богатством отличаются работы мастеров Москвы — общерусского художественного центра, куда были собраны наиболее талантливые мастера из Владимира, Ярославля, Костромы, Новгорода и многих других городов.

Изделия новгородских умельцев XVII века обнаруживают хорошее знакомство с произведениями общерусского прикладного искусства и в то же время сохраняют некоторые традиционные черты. Так, по-прежнему излюбленными цветами эмали остаются темно-синий и зеленый, но, как и московские мастера, новгородцы применяют эмаль в изобилии, заполняя ею ячейки между скаными узорами. Характерны в этом отношении большая цата (подвеска к иконе) и крупная двенадцатигранная панагия, украшенные растительными узорами очень сложного рисунка.

В Древней Руси одним из излюбленных приемов украшения предметов светской и церковной утвари являлись надписи, затейливо переплетенные буквы которых — так называемая вязь — размещались по бортам ковшей и блюд, на полях окладов книг и т. п. Большое позолоченное блюдо, чеканное косыми ложками, выглядит очень нарядным именно благодаря резной надписи, в которой сообщается о времени его изготовления (1659 год).

Внимание посетителей обычно привлекают пуговицы, изготовленные из поз особенного серебра и украшенные рубинами, изумрудами, крупными жемчужинами. Разумеется, такой наряд к платью могли заказать только чрезвычайно богатые люди, В былине о Соловье Будимировиче есть слова, которые можно смело отнести к изделиям, представленным в витрине: «Скоро Запада наряжается, надевала шубу соболиную — цена то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысячей». Особой тонкостью отличаются чеканные изделия: серебряный позолоченный оклад Евангелия, кадило, увенчанное семью чешуйчатыми главками, из Антониева монастыря и др.

К ХVП веку возросло влияние русской православной церкви. Расшитые золотом и жемчугом, унизанные драгоценными камнями облачения и митры князей церкви свидетельствуют о баснословных богатствах, которыми владело духовенство.

Митра из Хутынского монастыря
Митра из Хутынского монастыря. 1643 год

Обращает на себя внимание митра 1643 года из темно-зеленого бархата, богато отделанная позолоченными резными дробницами (накладками), жемчугом и гранеными цветными стеклами.

Шитые, а также серебряные изделия XVII столетия представлены еще в нескольких витринах. Здесь можно увидеть потиры (чаши для церковного вина), рукомои, блюда, венцы, цаты, архиерейские посохи и митры, набедренники и т. п.

Очень хороши две крупные водосвятные чаши, одна из которых изготовлена в 1593 году для Софийского собора, другаяв 1631 году для Антониева монастыря. Особенно красива Софийская чаша, установленная на трех литых львиных фигурах и украшенная литыми основаниями ручек, также в виде львиных масок.

Многие из таких вещей поступали в монастырские и соборные сокровищницы как вклады бояр, купцов и других именитых людей. Они составляли значительную статью церковных доходов.

Из экспонатов такого рода наиболее примечательны Евангелие в сканном с эмалью и цветными камнями окладе (изготовлено в Новгороде), серебряный позолоченный потир с накладными резными изображениями в обрамлении из рубинов и изумрудов (вклад Салтыковых), набедренник болотного и жемчужного шитья (вклад Строгановых).


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.


Следующая страница: Патриарх, император и безымянные мастера

• Главная   • Архитектурное, художественное, культурное наследие   • Новгород. Владычная (Грановитая) палата   • Новгородское прикладное искусство XVII века  


 
 
 
  © Информационный портал "Строй-контора". ТО "Строй-формула", 2010-2015
Строительство, ремонт, дизайн интерьера и экстерьера, ландшафт, мебель, оборудование
Контакты
Партнёры
Карта сайта
Пестн про лестн
Рейтинг@Mail.ru