Строй-контора  
 
  Строительство и
ремонт
Дизайн и среда
обитания
Архитектурное
наследие
Творчество и
мастерство
   
 

Строительство и ремонтГенеральный планЦемент, бетон, кирпичАлмазная резка стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаВентиляция и кондиционированиеПолы и напольные покрытияЛестницы и ступениКосметический ремонт: варианты отделки потолкаОтделка стен – полет фантазии и творческий подходЗаборыТехнологии пожарной безопасности: огнетушащие газыЭксплуатация, уход, клининг
Дизайн и среда обитанияХудожественная ковка и прекрасная мебельЛандшафтный дизайн - дорожка на участкеФитодизайнДзен-интерьерНовогодний интерьерСмальта - материал для мозаикиВинный лофт для бизнеса и отдыха
Архитектурное наследиеСофия КиевскаяГорицкий Успенский монастырьНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX века
Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле
Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Творчество и мастерствоИзобретение садовникаИстория цементаЩуровский цементный завод: история и современностьВино, мозаика, бетонСвет надежды среди бушующих волнСтаринный кирпичПечи курные, изразцовые и микроволновыеУличные фонариКоловорот - стройке отворотСтеклянные чудесаСмальта - стекло и штукатуркаСлово о трубеВодопровод - городские артерииФонтан - поэзия воды и прохладыДревние врата и современные двериОкно и оконное стеклоВыставка шедевров в Эрмитаже




Кратиры из Софии Новгородской

Вряд ли найдется книга по искусству Древней Руси, в которой не упоминались бы знаменитые новгородские софийские кратиры. Эти сосуды для причастного вина красноречиво свидетельствуют о том, каких высот достигло уже восемьсот лет назад русское декоративно-прикладное искусство.

Тяжелые позолоченные чаши из серебра украшены чеканными изображениями святых и узорами в виде вьющейся виноградной лозы. Фигуры святых приземисты, большеголовы — такие же пропорции имеют изображения святых на многих памятниках новгородской живописи ХII века.

Кратиры из Софии Новгородской
Кратиры из Софии Новгородской

Виртуозна техника чеканки — одного из самых сложных приемов художественной обработки металла, в процессе которой мастер выбивал рельефный узор или изображение ударами молотка по чеканам (стержням с различным завершением наконечника) .

Очень своеобразна форма сосудов с красиво изогнутыми массивными ручками. Пока еще не установлено, делались ли кратиры специально для Софийского собора, но они удивительно соответствуют величавому и суровому облику храма.

По верхним краям и на поддонах кратиров — надписи, выполненные чернью (специальный сплав меди, серебра, свинца и серы) . Их бархатисто-матовый тон великолепно сочетается с мягким золотистым сиянием поверхности сосудов. Строгие буквы уставного письма легко читаются. На одном кратире написано: «Сь съсудь Петровь и жены его Марьв», на другом: «Сь съсудь Петриловъ и жены его Варвары».

Заказать такие дорогие вещи мог только очень богатый и знатный человек. Известный советский историк А. В. Арциховский высказал догадку, что Петр и Петрило это одно и то же лицо — новгородский посадник Петрило Микульчич, занимавший эту должность с 1130 по 1134 год.

Древние мастера обычно не подписывали свои изделия. Но на днищах софийских кратиров сохранились автографы их создателей. «Господи помощи рабу своему Фълорови Братило делаль»,— написал резцом один из них. На второй чаше мастер Константин (Коста) повторил ту же традиционную формулу. Эти два имени — первые в списке известных нам русских серебряников.

В художественном отделе Новгородского музея демонстрируется всемирно известная икона из Софийского собора, на которой изображены апостолы Петр и Павел. Чеканный оклад иконы по технике исполнения имеет много общего с-кратерами и, по мнению специалистов, выполнен теми же мастерами.

Кратирам посвящено много работ. Но еще и поныне не решены все вопросы, связанные с их созданием. Почему, например, один из мастеров почти скопировал изделие другого3 И кто был первым — Коста или Братило?

В книге «Ремесло Древней Руси» академик Б. А. Рыбаков выдвинул интересную гипотезу. Известно, что в Западной Европе существовали корпоративные объединения ремесленных мастеров — цехи. Чтобы вступить в цех, нужно было выполнить ряд условий. В частности, кандидат изготовлял «урочное задание», «шедевр», позволявший судить о степени его мастерства. Может быть, и в Новгороде в ХП веке возникла подобная корпорация серебряников Тогда Коста (полагают, что его кратир сработан позднее) тоже держал экзамен и должен был повторить кратир Братилы.


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.


Следующая страница: Малый и большой сионы из Софии Новгородской

• Главная   • Архитектурное, художественное, культурное наследие   • Новгород. Владычная (Грановитая) палата   • Кратиры из Софии Новгородской  


 
 
 
  © Информационный портал "Строй-контора". ТО "Строй-формула", 2010-2015
Строительство, ремонт, дизайн интерьера и экстерьера, ландшафт, мебель, оборудование
Контакты
Партнёры
Карта сайта
Пестн про лестн
Рейтинг@Mail.ru