Строй-контора  
 
  Строительство и
ремонт
Дизайн и среда
обитания
Архитектурное
наследие
Творчество и
мастерство
   
 

Строительство и ремонтГенеральный планЦемент, бетон, кирпичАлмазная резка стенОптимальная система отопления для вашего коттеджаВентиляция и кондиционированиеПолы и напольные покрытияЛестницы и ступениКосметический ремонт: варианты отделки потолкаОтделка стен – полет фантазии и творческий подходЗаборыТехнологии пожарной безопасности: огнетушащие газыЭксплуатация, уход, клининг
Дизайн и среда обитанияХудожественная ковка и прекрасная мебельЛандшафтный дизайн - дорожка на участкеФитодизайнДзен-интерьерНовогодний интерьерСмальта - материал для мозаикиВинный лофт для бизнеса и отдыха
Архитектурное наследиеСофия КиевскаяГорицкий Успенский монастырьНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСобор Вознесенского монастыря в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского круга
Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Творчество и мастерствоИзобретение садовникаИстория цементаЩуровский цементный завод: история и современностьВино, мозаика, бетонСвет надежды среди бушующих волнСтаринный кирпичПечи курные, изразцовые и микроволновыеУличные фонариКоловорот - стройке отворотСтеклянные чудесаСмальта - стекло и штукатуркаСлово о трубеВодопровод - городские артерииФонтан - поэзия воды и прохладыДревние врата и современные двериОкно и оконное стеклоВыставка шедевров в Эрмитаже




Переделки и пристройки Вознесенского собора

Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле

А.Л.Баталов

До нашего века [Имеется в в виду ХХ век - прим.ред.сайта]собор Вознесения дошел в весьма измененном состоянии. Позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. Над галереей и приделом был возведен второй этаж — ризница собора. Первоначальность придела вызвала сомнение у авторов описаний монастыря, считавших, что придел, посвященный Успению Богородицы, был пристроен к собору лишь в 1731 г. на средства В. Ф. Салтыкова. Того же мнения придерживался и Ф. Рихтер, изобразивший собор без придела.

Исследователи, вероятно, руководствовались тем, что на так называемом годуновском плане Кремля (1600-1605 гг.) придел отсутствует. Однако нам представляется ценным следующее замечание А. Ратшина: «Собор Вознесения Господня с двумя приделами из коих один с северной стороны Успения Божией Матери устроен вместо древнего в 1731 году». Это сообщение прямо указывает на то, что придел существовал и ранее.

Анализ архитектурных форм собора и придела с галереей позволяет утверждать, что пристройка с северной стороны собора, по всей видимости, принадлежит к одному строительному периоду с основным храмом. [Северная стена собора не имеет никаких следов существования аркадных ниш, аналогичных нишам южного и северного фасада. В то же время профилировка и размеры звеньев аркады галереи не отличаются от аркад на других фасадах. Но на вопрос, была ли первоначально галерея открытой, нельзя ответить из-за отсутствия материалов. Н. Соболев, наблюдавший за разборкой здания в 1928 г., любезно сообщил, что, по его мнению, стены галереи не являются закладками проемов аркады, а возведены одновременно с ней. ] Поэтому, вероятнее всего, в 1731 г. придел был лишь обновлен и освящен после ремонта, произведенного на средства Салтыкова. Отсутствие придела на годуновском плане Кремля не может быть свидетельством его принадлежности к более позднему строительному периоду, так как и в изображении других зданий на этом плане имеются неточности. Так, у Благовещенского собора не показаны приделы, построенные в 60-х годах XVI в. Изображенные на этом плане окна в восточной стене Вознесенского собора в действительности никогда не существовали.

Вознесенский собор в Московском Кремле. Восточный фасад. Реконструкция
Вознесенский собор в Московском Кремле. Восточный фасад
Прорись с кроки П.Н.Максимова

Переделки коснулись также и фасадов собора. В первом ярусе на месте древних окон были пробиты большие прямоугольные окна. Такие же окна были прорублены и во втором ярусе фасада. О пробивке окон в соборной церкви Вознесенского монастыря свидетельствуют сохранившиеся счета: «7205 г. (1696, — А. Б.) Октября 12 подмастерью каменщику Ивашке Степанову как отлевкасили стены в церкви Вознесения Христова и пробили окна и учинили совсем в отделке». Вероятно, речь идет о пробивке прямоугольных окоп в первом и втором ярусе собора, после чего собор был заново освящен.

Не исключено, что в это время была изменена и форма филенок. На кроки обмера южного фасада в каждом прясле стены второго яруса показано по одной большой филенке, нижний контур которой прерывается окном. Кроки обмеров, произведенных П. Н. Максимовым во втором ярусе северной пристройки, позволяют выяснить первоначальную форму филенок. В западном прясле северной стены показаны две филенки, в среднем две и в восточном одна. Все филенки профилированные и прямоугольной формы. [То, что в северной степе окна не пробиты, позволяет (полагая, что все окна пробиты в 1696 г.) допустить строительство помещения ризницы до этого времени.] За исключением формы филенок, композиция реконструируемого фасада дошла до 20-х годов нашего столетия почти в неизменном состоянии.

Следующая страница: Вознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличия

• Главная   • Архитектурное, художественное, культурное наследие   • Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле   • Переделки и пристройки Вознесенского собора  


 
 
 
  © Информационный портал "Строй-контора". ТО "Строй-формула", 2010-2015
Строительство, ремонт, дизайн интерьера и экстерьера, ландшафт, мебель, оборудование
Контакты
Партнёры
Карта сайта
Пестн про лестн
Рейтинг@Mail.ru